Патопсихолог

Патопсихолог — это в первую очередь высококвалифицированный специалист по психологическому тестированию с высшим клиническим образованием у которого есть диплом, и который специализировался по патопсихологии. Эта одна из частей общей науки психологии, которая занимается очень важным обстоятельством — выявлением при помощи объективных методик особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. С точки зрения диагностики патопсихолог очень хороший диагност, который судит о психических симптомах субъективно. Патопсихологи часто используют тесты. Если Вы видели тесты в каких-нибудь подростковых или женских журналах, посмею утверждать, что патопсихолог первый отречется от них! Большинство тестовых методик, с которыми работает патопсихолог, очень сложны, а в журналах печатают тесты для желающих равлечься.

Так же успешное проведение патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе между патопсихологом и клиентом, положительный результат, чего свидетельствует о высоком профессионализме специалиста.

Понятно, что не может быть единого шаблона, по которому бы эти отношения строились, имеют значение много факторов—особенности личности больного, его психическое состояние, задача исследования и, соответственно, отношение к нему патопсихолога, особенности личности клиента, его культура, такт, проявляемое им внимание к диагностическому процессу, попавшему впервые в жизни в необычную для себя ситуацию, и т. д. Многообразие этих факторов является причиной возможности различных вариантов контакта, устанавливаемого при патопсихологическом исследовании.

Так, хороший патопсихолог, Гомель, должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к обследуемому. Психологическое исследование ни в коей мере не должно носить характер экзамена, при котором экзаменатор не скрывает удовольствия при виде допущенной экзаменуемым ошибки. Чаще всего в процессе психодиагностики патопсихолог должен сохранять невозмутимость, бесстрастность. Допускаемые клиентом ошибки могут анализироваться в беседе, но только в порядке обсуждения мотивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуемый. Принципиально неправильно лишь регистрировать ошибки и не искать обусловившую причину их мотива. Часто во время опыта патопсихолог убеждается в том, что ошибочное суждение было случайным и не находит подтверждения в материалах дальнейшего проведения исследования. Поспешно ориентируясь на подобного рода ошибочные решения, патопсихолог рискует составить неверное заключение о течении у обследуемого психических процессов. Лишь в тех случаях, когда у обследуемого необходимо создать впечатление об ошибочности решения, например при исследовании «уровня притязаний», допускается акцентуация внимания больного на допущенной ошибке, в некоторых случаях даже провоцируемой.

Иногда частный патопсихолог помогает обратившегося к нему клиенту выполнить диагностическое задание наводящими вопросами, подсказыванием, одобрением или неодобрением отдельных его суждений, показом решения аналогичных заданий. При этом представляет интерес эффективность помощи исследуемого, возможность коррекции ошибочных решений, допущенных обследуемым.

Сохранение патопсихологом во время обследования невозмутимости, беспристрастности обязательно. Даже при явно нарочитом поведении обследуемого не следует внешне проявлять свое неудовольствие, раздражение, так как отрицательными эмоциональными реакциями на поведение обследуемого никогда не удается изменить избранный последним модус поведения в ситуации исследования.

В то же время излишняя беспристрастность исследующего также может отрицательно сказаться на результатах исследования. Уловив в тоне и манерах исследующего проявления безразличия, обследуемый также изменяет свое отношение к исследованию и показывает значительно худшие результаты, например обнаруживает значительно меньшую результативность памяти в пробе на запоминание 10 слов. Бесстрастность исследующего неприемлема при патопсихологическом обследовании детей, когда часто приходится создавать игровую ситуацию, чтобы активизировать обследуемого.

Исключительно важную роль играет уровень профессиональных знаний патопсихолога. Он должен быть хорошо подготовлен теоретически и особенно практически, глубоко знать основы психологической науки и быть достаточно сведущим в вопросах клинической психиатрии и психоанализа, выявлять патологии психического развития и деятильности. При этом патопсихолог не может ограничиваться имеющимся у него к окончанию вуза багажом знаний. Для того чтобы не стать ремесленником в своем деле, патопсихолог должен постоянно следить за новой научной литературой по проблемам психологии и психиатрии. В своей деятельности патопсихолог может использовать лишь достаточно апробированные и хорошо ему известные патопсихологические методики. Знание как можно большего количества экспериментальных патопсихологических методик позволяет специалисту овладеть техникой проведения исследований, проявлять при этом известную тактическую гибкость, изменять направленность проведения эксперимента в соответствии с обнаруживаемыми в его ходе данными. Наивысшей проверкой качества работы патопсихолога является его умение дать заключение по полученным материалам, обобщить в нем обнаруженные данные. Все это требует требует постоянного повышения профессионального уровня.

Добавить комментарий

Войти с помощью: